Задание 16 ЕГЭ по обществознанию

Как подготовиться к выполнению задания 16 ЕГЭ по обществознанию
Современный формат экзамена содержит ряд заданий, относящихся к определенной тематике и не выходящих за ее рамки. Одно из них задание 16 ЕГЭ по обществознанию, которое предусматривает характеристику с научных позиций основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина. Оно также предусматривает характеристику компетенций органов государственной власти, закрепленных в Основном законе страны.
Традиционно многие старшеклассники сталкиваются с объективными трудностями при подготовке к выполнению требований этого задания. В основном они связаны с недостаточно глубоким пониманием того, что такое конституционный строй и как правильно его характеризовать. Крое того, для многих большую проблему представляет определение властных полномочий органов власти. Зачастую бывает много путаницы и выпускники просто не понимают кто и чем занимается.
В процессе подготовки к выполнению требований, которые выдвигает задание 16 ЕГЭ по обществознанию мы используем ряд приемов, позволяющих нивелировать вышеобозначенные недостатки. Чтобы у учащихся сформировались прочные ассоциации определенных полномочий с органом власти им предлагается несколько компетенций Госдумы, Президента, Правительства и они должны найти в новостях пример, подтверждающие реализацию подобных функций. К примеру, им дается пакет следующих полномочий:
ГД- объявление амнистии
ГД- принятие федеральныхзаконов
Президент- награждение государственными наградами
Президент- обращение к Федеральному собранию с ежегодным посланием
Президент- формирует и возглавляет Совет Безопасности
Правительство- обеспечивает проведение единой финансовой политики
Совет Федерации- решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы за пределами страны
На уроке вместе с учащимися мы разбираем эти события, тем самым на практике убеждается в реализации этих полномочий. Практика показала, что так удается добиться лучшего усвоения материала и у выпускников возникают устойчивые представления о компетенции властного органа.
Еще одной проблемной группой вопросов является, обозначенное в Конституции и задании 16 ЕГЭ по обществознанию, система назначения на государственные должности. Здесь мы работаем с таблицей, которая помогает четко отследить систему назначений на высшие должности, прописанную в Основном законе.
Должность
Президент
Госдума
Совет Федерации
Правительство
Председатель ЦБ
назначает
Дает согласие


Заместитель председателя Правительства
По предложению премьер-министра назначает/освобождает


Премьер-министр вносит предложения
Судьи Конституционного и Верховного судов
Представляет кандидатуры Совету Федерации

назначает

Генпрокурор и его заместители
Представляет кандидатуры Совету Федерации

Назначает/освобождает

Прокуроры субъектов РФ
Назначает/освобождает



Полномочные представители Президента в ФО
Назначает/освобождает



Администрация
Президента
формирует



Уполномоченный по правам человека
Назначает/освобождает



Дипломатические
Представители РФ
Назначает/освобождает после консультации с СФ



Высшее командование вооруженных сил
Назначает/освобождает



Председатель счетной палаты и половина аудиторов

Назначает/освобождает


Зам.председателя счетной палаты и половина аудиторов


Назначает/освобождает

Президент

Выдвигает обвинения для отрешения от должности
отрешение


Анализ таблицы позволяет четко проследить действие системы сдержек и противовесов, а также сделать вывод о масштабе полномочий каждого органа власти.
Традиционно задание 16 ЕГЭ по обществознанию предлагает обозначить компетенции каждого органа государственной власти. Это вызывает объективные затруднения у большинства школьников в связи с непростым изложением информации в первоисточнике и довольно объемным ее содержанием. Мы попытались структурировать полномочия по сферам общества, хорошо знакомым выпускникам. Так сложные данные воспринимаются более осознанно и эффективно.


Государственная Дума
Совет Федерации
Президент
Правительство
Внешняя политика

1.        Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
2.               Утверждает военную доктрину Российской Федерации
3.             Осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
4.            Ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

5.            Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации
6.                Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации
Экономическая сфера



1.
Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
2. Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики
3. Осуществляет управление федеральной собственностью
Политическая сфера
1.              Федеральные законы принимаются Государственной Думой
2.                Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
3.                Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения;
4.                Назначение выборов Президента Российской Федерации;
5. Отрешение Президента Российской Федерации от должности;
6.                Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения
7.            Президент России…вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Социальная и духовная сферы
1.             Объявление амнистии

2.                    Решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

3.               Награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

4.            Осуществляет помилование.
1.                  Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
2.             Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Комментариев нет:

Отправить комментарий