Как подготовиться к выполнению задания 16 ЕГЭ по
обществознанию
Современный формат экзамена содержит ряд заданий,
относящихся к определенной тематике и не выходящих за ее рамки. Одно из них
задание 16 ЕГЭ по обществознанию, которое предусматривает характеристику с
научных позиций основ конституционного строя, прав и свобод человека и
гражданина. Оно также предусматривает характеристику компетенций органов
государственной власти, закрепленных в Основном законе страны.
Традиционно многие старшеклассники сталкиваются с
объективными трудностями при подготовке к выполнению требований этого задания.
В основном они связаны с недостаточно глубоким пониманием того, что такое
конституционный строй и как правильно его характеризовать. Крое того, для
многих большую проблему представляет определение властных полномочий органов
власти. Зачастую бывает много путаницы и выпускники просто не понимают кто и
чем занимается.
В процессе подготовки к выполнению требований, которые
выдвигает задание 16 ЕГЭ по обществознанию мы используем ряд приемов,
позволяющих нивелировать вышеобозначенные недостатки. Чтобы у учащихся
сформировались прочные ассоциации определенных полномочий с органом власти им
предлагается несколько компетенций Госдумы, Президента, Правительства и они должны
найти в новостях пример, подтверждающие реализацию подобных функций. К примеру,
им дается пакет следующих полномочий:
ГД- объявление амнистии
ГД- принятие федеральныхзаконов
Президент- награждение государственными наградами
Президент- обращение к Федеральному собранию с ежегодным
посланием
Президент- формирует и возглавляет Совет Безопасности
Правительство- обеспечивает проведение единой финансовой
политики
Совет Федерации- решение вопроса о возможности использовать
Вооруженные силы за пределами страны
На уроке вместе с учащимися мы разбираем эти события, тем
самым на практике убеждается в реализации этих полномочий. Практика показала,
что так удается добиться лучшего усвоения материала и у выпускников возникают
устойчивые представления о компетенции властного органа.
Еще одной проблемной группой вопросов является, обозначенное
в Конституции и задании 16 ЕГЭ по обществознанию, система назначения на
государственные должности. Здесь мы работаем с таблицей, которая помогает четко
отследить систему назначений на высшие должности, прописанную в Основном
законе.
Должность
|
Президент
|
Госдума
|
Совет Федерации
|
Правительство
|
Председатель ЦБ
|
назначает
|
Дает согласие
|
|
|
Заместитель председателя Правительства
|
По предложению премьер-министра назначает/освобождает
|
|
|
Премьер-министр вносит предложения
|
Судьи Конституционного и Верховного судов
|
Представляет кандидатуры Совету Федерации
|
|
назначает
|
|
Генпрокурор и его заместители
|
Представляет кандидатуры Совету Федерации
|
|
Назначает/освобождает
|
|
Прокуроры субъектов РФ
|
Назначает/освобождает
|
|
|
|
Полномочные представители Президента в ФО
|
Назначает/освобождает
|
|
|
|
Администрация
Президента
|
формирует
|
|
|
|
Уполномоченный по правам человека
|
Назначает/освобождает
|
|
|
|
Дипломатические
Представители РФ
|
Назначает/освобождает после консультации с СФ
|
|
|
|
Высшее командование вооруженных сил
|
Назначает/освобождает
|
|
|
|
Председатель счетной палаты и половина аудиторов
|
|
Назначает/освобождает
|
|
|
Зам.председателя счетной палаты и половина аудиторов
|
|
|
Назначает/освобождает
|
|
Президент
|
|
Выдвигает обвинения для отрешения от должности
|
отрешение
|
|
Анализ таблицы позволяет четко проследить действие системы
сдержек и противовесов, а также сделать вывод о масштабе полномочий каждого
органа власти.
Традиционно задание 16 ЕГЭ по обществознанию предлагает
обозначить компетенции каждого органа государственной власти. Это вызывает
объективные затруднения у большинства школьников в связи с непростым изложением
информации в первоисточнике и довольно объемным ее содержанием. Мы попытались
структурировать полномочия по сферам общества, хорошо знакомым выпускникам. Так
сложные данные воспринимаются более осознанно и эффективно.
|
Государственная Дума
|
Совет Федерации
|
Президент
|
Правительство
|
Внешняя политика
|
|
1.
Решение вопроса о возможности использования
Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской
Федерации
|
2.
Утверждает военную доктрину Российской
Федерации
3.
Осуществляет руководство внешней политикой
Российской Федерации;
4.
Ведет переговоры и подписывает международные
договоры Российской Федерации;
5.
Президент Российской Федерации является
Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации
|
6.
Осуществляет меры по обеспечению обороны
страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской
Федерации
|
Экономическая сфера
|
|
|
|
1.
Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет
и обеспечивает его исполнение;
2. Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,
кредитной и денежной политики
3. Осуществляет управление федеральной собственностью
|
Политическая сфера
|
2.
Утверждение изменения границ между субъектами
Российской Федерации;
3.
Утверждение указа Президента Российской Федерации
о введении военного и чрезвычайного положения;
4.
Назначение выборов Президента Российской
Федерации;
5. Отрешение
Президента Российской Федерации от должности;
|
6.
Президент Российской Федерации издает указы и
распоряжения
7.
Президент России…вводит на территории РФ или в
отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением
об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
|
|
|
Социальная и духовная сферы
|
1.
Объявление амнистии
|
|
2.
Решает вопросы гражданства Российской
Федерации и предоставления политического убежища;
3.
Награждает государственными наградами
Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации,
высшие воинские и высшие специальные звания;
4.
Осуществляет помилование.
|
1.
Обеспечивает проведение в Российской Федерации
единой государственной политики в области культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
2.
Осуществляет меры по обеспечению законности,
прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с
преступностью
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий